Сегодня вряд ли найдется человек, который не умеет пользоваться банкоматом. Но удивительно то, что большинство не знает о том, как это делать безопасно. А мошенники и воры были и остаются во все времена. И если раньше они воровали деньги из кошельков, то сейчас придумывают самые хитрые способы, чтобы украсть их с банковских карт.
Что такое банкомат?
Современный банкомат — это своего рода сейф с компьютером, многофункциональное устройство, которое позволяет выполнять много разнообразных операций, связанных с деньгами. Раньше многие операции, которые сейчас переданы для выполнения машинам, выполняли в банках и сберкассах. Например, оплата счетов за квартиру, за школу или детский сад, уплата налогов, штрафов и прочее. Все это можно теперь выполнить самостоятельно при помощи умной машины, которая раз от раза становится все умнее и умнее, поскольку разработчики программного обеспечения постоянно придумывают, как сделать платежи еще более быстрыми и удобными.
Компьютер, расположенный в верхней части банкомата, обрабатывает информацию и выдает ее на дисплей, который вы видите перед собой. Когда вы уже вошли в меню, используя пластиковую банковскую карту или смартфон, дальше ориентироваться довольно просто: разработчики делают так, чтобы каждый шаг был понятен — хотите ли вы снять либо внести деньги или оплатить какую-то услугу. Давайте разберемся, как именно нам попасть в главное меню и получить доступ к деньгам, которые хранятся на нашем банковском счете.
Банкомат и терминал: похожие, но разные
Терминал, как и банкомат, позволяет выполнить разного рода платежи и переводы, но есть главное отличие: терминал не выдает наличные деньги. У него нет блока для выдачи купюр. Часто над этими устройствами есть информационная табличка: «Оплатить и внести» либо «Снять, оплатить и внести» или что-то подобное. Но правила безопасности для пользования банкоматом распространяются и на терминал.
Шаг 1. Авторизация
- Заранее достаньте карту и держите ее в руках. Желательно не копаться в сумке или кошельке перед банкоматом или в очереди к нему
- Если вы планируете использовать пластиковую карту, то обязательно прежде проверьте считывающее устройство — картридер. Можно легко подергать пластиковый приемник карт, чтобы убедиться, что на нем нет мошеннических накладок. Мошенники могут устанавливать на приемник устройства (скиммеры), позволяющие записать данные вашей банковской карты. Накладка устанавливается неплотно и шатается, если подергать за нее. Увидели такую — не пользуйтесь банкоматом
- Если все с картридером в порядке, вставьте карточку: магнитная полоса на карте при этом должна располагаться лицом вниз с правой стороны, чипированные карты вставляются чипом вперед. Не пытайтесь вставить карту, если она с трудом и значительным усилием заходит в картридер. Бывает, что мошенники используют накладки, невидимые для пользователя — так называемые «глубокие вставки» (находятся глубоко в отверстии для приема карт)
- Новейшие банкоматы позволяют авторизоваться бесконтактными способами: с помощью карты либо смартфона. В таком случае на банкомате нанесена метка NFC, которая расположена на самом устройстве или на черной коробочке у клавиатуры. В таком банкомате нужно просто поднести пластиковую карту или смартфон (все современные смартфоны имеют NFC-модуль) к считывателю
Шаг 2. Ввод ПИН-кода
- После приема карты или прикладывания смартфона банкомат попросит ввести ПИН-код — секретный код от карты. Обязательно прикрывайте клавиатуру рукой или каким-либо предметом, когда набираете ПИН-код, даже если рядом никого нет: мошенники могут использовать миниатюрные видеокамеры. Обратите внимание на саму клавиатуру: она должна быть ровной, на ней не должно быть никаких накладок (мошенники используют их для записи вводимого ПИН-кода). Никогда никому не сообщайте и не показывайте свой ПИН-код! Никакие «помощники» со стороны не должны его видеть. Желательно помнить код наизусть и никуда его не записывать. Если вам показалось, что ПИН-код стал известен посторонним, обратитесь в банк для замены кода. В некоторых случаях банк предложит перевыпустить карту
- Вводите ПИН-код только тогда, когда банкомат просит об этом
- Если вы трижды неверно ввели ПИН-код, банк заблокирует вашу карту. Некоторые банки еще и забирают карту (не выдают ее обратно). В таком случае желательно сразу же позвонить в банк. Вам сообщат, как получить карту по заявлению в отделении банка. Лучше с этим не затягивать: изъятые карты уничтожаются в среднем через две недели
Шаг 3. Выполнение операций
- После авторизации вы попадаете в основное меню банкомата, в котором уже можете выбирать необходимую операцию. Постарайтесь, чтобы находящиеся за вами в очереди люди не имели возможности наблюдать за вашими действиями. Встаньте близко к монитору, не оставляйте надолго открытой страницу с балансом, где видно количество денег на вашей карте
- Когда вы выбрали то или иное действие, которое требует выдачи или ввода средств, банкомат повторно запросит ваш ПИН-код. Выполняйте все описанные выше предосторожности
- Если вы запросили выдачу наличных, обратите внимание, что банк выдает только определенные купюры (50, 100, 500 руб. и т. д.). Многие банки не выдают менее 100 руб
- Если вы получаете наличные в банкомате, принадлежащем другому банку (не тому, в котором выпущена ваша карта), с вас могут удержать комиссию
Шаг 4. Получение наличных
- Проверьте отверстие для выдачи наличных. В самых современных банкоматах открывается лоток, из которого вы забираете запрошенную сумму. В более старых версиях это отверстие для выдачи наличных. Их мошенники могут использовать для перехвата купюр на выходе из банкомата: устанавливают планку с клейкой лентой, которая не пропускает деньги наружу (это называется кэш-треппинг). Если банкомат не выдал деньги, не отходите от него! Проверьте отверстие для выдачи наличных, позвоните в банк и следуйте рекомендациям банковского сотрудника. Особенно нужно встревожиться, если на экране появилось уведомление, что деньги выданы, если пришло СМС о списании суммы со счета, но деньги вы не получили
- Не демонстрируйте, какую сумму вы сняли с карты, поскорее уберите деньги
Шаг 5. Завершение операций
- Обязательно завершайте все операции в меню банкомата. Не оставляйте открытым меню вашей карты, даже если вы уже забрали деньги. Всегда подтверждайте операцию «Выход»
- Не забывайте забирать карту из банкомата после окончания операций. Особенно если за вами в очереди стоят люди. Через 30 секунд банкомат «проглотит» карту, вы сможете ее получить по заявлению в отделении банка. Но в течение этих 30 секунд вашей картой может завладеть посторонний. То же касается и наличных денег: чтобы их забрать, у вас есть от 30 до 45 секунд, после их истечения банкомат забирает деньги обратно
- Сохраняйте распечатанные банкоматом квитанции до тех пор, пока не убедитесь, что нет никаких оснований для волнений
Правила
- Отдавайте предпочтение банкоматам, расположенным в отделениях банков. Отдельно стоящие банкоматы всегда несут больше рисков, что ими заинтересуются мошенники. В отделениях банка всегда есть камеры и охрана.
- Если у банкомата произошел технический сбой, позвоните по номеру, указанному на его корпусе. Если сбой не зафиксирован, это может быть мошенничество — сотрудник банка проинструктирует вас, как действовать дальше.
- Если вам приходится пользоваться банкоматом на безлюдной улице, лучше предупредить родителей или друзей, где вы находитесь.
- Если вы обнаружили мошеннические устройства на банкомате, не демонстрируйте это своим поведением. Лучше поскорее уйти от этого банкомата: очень вероятно, что мошенники находятся где-то поблизости. Можно сообщить о своих подозрениях родителям. Если подозрительные устройства вы заметили уже после выполнения операции, как можно скорее заблокируйте карту звонком в банк (или родителям, чтобы они сделали это за вас).
- Не снимайте крупные суммы в одиночку, без взрослых.
- Если банкомат «не видит» вставленную карту или не хочет ее возвращать, сразу сообщите об этом в банк, чтобы он карту заблокировал. Существует такой вид мошенничества («Ливанская петля»), при котором в картоприемник ставится конверт из пленки, захватывающий карту. Если пользователь отходит от банкомата, мошенники быстро вытаскивают карту и скрываются. Если кто-то пытается оказать вам помощь на месте, предлагая снова ввести ПИН-код, не соглашайтесь, сразу звоните в службу поддержки банка.
- Подключите СМС-информирование обо всех операциях по карте. Если вы получили уведомление об операции, которую не совершали, сразу же сообщайте об этом в банк.
- Запишите где-нибудь номер вашей карты (но храните отдельно от нее), номер телефона вашего банка, кодовое слово. Эта информация нужна при обращении в банк по телефону при проблемах, в том числе связанных с пользованием банкоматом.
Факт
Перевернутый ПИН-код
В 1998 году американец Джозеф Зингер запатентовал идею вводить ПИН-код задом наперед (например, ПИН-код — 3821, а вы вводите 1283). Предполагалось, что такое действие пользователь может выполнить, если заподозрит, что рядом с ним находится потенциальный грабитель. По задумке Зингера, банкомат в таком случае должен был заблокировать карту и не выдавать деньги — ради безопасности пользователя. Некоторые банки даже рассматривали возможность применения этой технологии, но в реальность эта идея не воплотилась.