Бизнес как финансовый механизм

Из чего же, из чего же сделаны наши компании?

Из чего же, из чего же сделаны наши компании? Если ты хоть раз интересовался, как устроен механизм работы бизнеса, то наша статья тебе точно понравится! Расскажем, как работает любая компания, что такое прибыль и почему ее не стоит путать с доходом. А еще разберемся в показателях эффективности и рассмотрим термин «банкротство».

Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли. В русском языке слово «бизнес» активно используется примерно с начала XX века. Финансовый механизм компании — это система управления ее финансами с целью получения максимальной выгоды. Чтобы финансовый механизм компании работал как часы, владельцу бизнеса необходимо разбираться во всех тонкостях этого механизма и уметь делегировать соответствующие обязанности компетентным людям.

Итак, о чем нужно знать любому бизнесмену независимо от масштабов его дела? О многом! А мы сегодня рассмотрим азы.

Активы и пассивы

Это две составляющие бухгалтерского баланса. К активам относят ресурсы, которые могут принести выгоду, а к пассивам — обязательства компании. Например, производственный цех, который находится в собственности владельца компании, — это актив. А вот если бы цех компания арендовала, он уже был бы пассивом. Таким образом, все приносящее бизнесу деньги — это актив, а все, за что приходится платить, — пассив.

Но это объяснение простыми словами. В теории же активы и пассивы — это две части бухгалтерского баланса, специального документа, в котором фиксируются все сведения о коммерческой деятельности фирмы и ее экономическом положении.

Кстати, пассивы иногда могут быть источниками активов — когда первые способствуют возникновению вторых. Например, ты берешь заем на покупку материалов для производства. В твоем бухгалтерском балансе одновременно происходят два события: появляется пассив в виде обязанности отдать долг и актив в виде материалов, из которых ты создашь продукт, продажа которого принесет тебе деньги.

Прибыль и убыток

Еще два важных термина в учете — прибыль и убыток. Они идут рука об руку, потому что не могут существовать друг без друга. Прибыль — это положительная разница между доходами и расходами. Но не стоит думать, будто прибыль и остаток денег на счете компании в конце месяца — это одно и то же.

Прибыль можно рассчитать двумя способами:

  • по оплате, то есть в момент поступления и списания денег со счета;
  • по начислению, когда учет происходит по факту отгрузки товара вне зависимости от периода фактической оплаты.

Рассмотрим это на примере. Допустим, компания производит развивающие игрушки. Выручка в среднем составляет 10 млн рублей в месяц, обычные «текущие» выплаты — 8 млн рублей. Фирма заключила контракт на 25 млн рублей с предоплатой 100 %. Значит ли это, что прибыль за месяц будет равна 17 млн рублей (25-8 = 17). Отнюдь. Предоплата — это аванс, за счет него необходимо закупить материалы, выдать зарплату, оплатить электроэнергию и т. п. И только когда продукция будет изготовлена и покупатель ее примет, прибыль можно считать полученной. В противном случае деньги придется вернуть, да еще и заплатить неустойку.

Поэтому для реальной оценки состояния дел компании считать прибыль нужно по начислению. При этом прибыль — это не один показатель, а несколько:

  • выручка — все доходы от основной деятельности;
  • валовая прибыль или разница между выручкой и затратами на производство товара (закупка материалов, зарплата, стоимость доставки и проч.);
  • прибыль от продаж или разница между валовой прибылью и накладными расходами (содержание офиса и персонала, который не занимается непосредственно производством и продажей товара);
  • прибыль (убыток) до налогообложения — здесь мы говорим о прибыли от продаж с учетом всех дополнительных доходов и расходов вроде сдачи в аренду свободных помещений или уплаты процентов по кредиту;
  • чистая прибыль после налогообложения с вычетом всех обязательных платежей.

Чистую прибыль можно использовать на расширение бизнеса и развитие. Но рассчитать ее можно только с учетом всех перечисленных моментов. Довольно распространена ситуация в бизнесе, когда деньги на счете есть, а прибыли нет. Почему так происходит? Варианта два: еще не поступили деньги за отгруженный товар, либо поступления просто «закрыли» убыток за прошлый период. Бывает и наоборот: денег на счете даже слишком много. В таком случае нужно проверить, откуда они взялись. Возможно, это действительно свободные деньги, которые можно использовать. Но если это аванс за будущий заказ, то в первую очередь его следует направить на выполнение этого заказа.

Эффективность компании

Это отношение вложений к результату. Иными словами, стоит ли овчинка выделки. Эффективность бизнеса рассчитывается на основе финансовых показателей.

  • Рентабельность капитала — отношение прибыли к сумме вложений в бизнес
  • Рентабельность продаж — отношение прибыли к совокупному доходу фирмы. Это показатель того, насколько эффективна система реализации продукции. Если этот показатель низок, значит, спрос на товар мал, а издержки на его производство и продажу высоки. Так быть не должно
  • Рентабельность производства — отношение прибыли компании к расходам, связанным с изготовлением продукции. Логика та же, что и в предыдущем пункте
  • Платежеспособность компании — способность погашать задолженности вовремя и в полном объеме. Платить зарплату, например

Конечно, в реальности оценка эффективности компании занимает намного больше времени и состоит из большего количества пунктов. Проводить такую оценку необходимо, иначе бизнес ждет банкротство.

Банкротство

Другими словами — финансовая несостоятельность бизнеса. Под банкротством понимают как неспособность компании выполнить все взятые на себя обязательства вроде платежей по кредиту, выплаты зарплаты и других расходов, так и процедуру, в ходе которой оценивается финансовое состояние компании и вырабатывается стратегия его улучшения либо закрытия предприятия с максимальной выплатой по долговым обязательствам.

Главные признаки банкротства:

  • наличие задолженности, просроченной более чем на 3 месяца с даты, установленной кредиторами;
  • общая сумма задолженности — более 300 тысяч рублей;
  • признание факта банкротства арбитражным судом.

Есть специальные фирмы, занимающиеся процедурой банкротства. Как правило, они помогают провести оценку компании и составить стратегию. Конечно же, за деньги.