Диванный шопинг

Сегодня мало какой офлайн-магазин не имеет в качестве дополнения онлайн-площадку.

Сегодня мало какой офлайн-магазин не имеет в качестве дополнения онлайн-площадку. Это удобно, это экономит наше время: не надо никуда идти, сиди на диване и заказывай — все привезут прямо домой. Однако интернет не так безопасен, как хотелось бы. Не зная элементарных правил совершения покупок в сети, мы рискуем лишиться денег. Как покупать онлайн без риска?

От продажи книг к онлайн-гипермаркету

Еще каких-то 15-20 лет назад никто бы не поверил, что все, что только пожелаешь, можно приобрести не выходя из дома: продукты питания, туристическую путевку, книгу, модный гаджет или стильную одежду. Полная информация о товаре, доступность 24 часа в сутки из любой точки земли, где есть интернет, большой выбор товаров, низкие цены — все это привлекает в интернет-магазины миллионы людей.

В России сегодня по праву самым крупным интернет-магазином считается Ozon.ru. Он существует с 1998 года. Как и в случае с Amazon, его первым товаром стали книги. Но постепенно ассортимент товаров разрастался, и сегодня это огромный онлайн-гипермаркет. Сегодня Ozon занимает 6-е место в списке самых дорогих компаний рунета и предоставляет своим покупателям более 4,1 млн товаров в 14 категориях.

За годы существования Ozon разработал несколько способов доставки товара: до пункта самовывоза, курьерская доставка, доставка почтой России. Благодаря этому получить товар можно в самом отдаленном уголке страны.

Для постоянных покупателей разработана программа привилегий. Чтобы стать ее участником, необходимо в течение 12 месяцев сделать на сайте минимум три заказа на общую сумму 10 тысяч рублей. Полученные баллы можно потратить на оплату 25 % стоимости следующих покупок. Также участникам программы предоставляется скидка на доставку. Вот только вряд ли стоит делать покупки только ради получения скидки. Перед совершением покупки подумайте, действительно ли то, что вы хотите приобрести, вам нужно.

Факт

В России более 94 % пользователей интернета хотя бы один раз делали онлайн-покупки.  

А если не подошло?

Вернуть товар, который не подошел по размеру или другим характеристикам, в обычный магазин просто. Но и на продажу товара в интернет-магазине распространяется закон о защите прав потребителей, если в качестве продавца выступает юридическое лицо, а покупатель является физическим лицом.

Для возврата товара в интернет-магазин важно сохранить его внешний вид (например, бывшую в носке одежду вернуть нельзя), этикетки, бирки, документы, подтверждающие факт покупки (товарные накладные, чеки). Также нужно будет оформить требование в виде претензии и отправить ее магазину. Будьте готовы к тому, что при возврате некачественного товара магазин захочет инициировать проведение экспертизы за свой счет. Если экспертиза докажет наличие вины покупателя в дефекте, то ему предстоит компенсировать расходы на независимую экспертизу. После выполнения всех требований покупатель должен самостоятельно обеспечить возврат товара, например почтой. Адрес для отправки нужно уточнить в интернет-магазине.

На сайтах некоторых крупных интернет-магазинов, например Ozon, есть специальная форма, которую нужно заполнить для возврата товара. Вернуть товар можно не только через почту, но и через курьера или пункт выдачи заказов.

Безопасный шопинг: до или после?

Самый распространенный способ оплаты покупок в российских интернет-магазинах — предоплата банковской картой. На втором месте оплата наличными или картой при получении товара. Однако не все, что делает большинство, правильно. Первый вариант безопасен для продавца: он гарантированно получает деньги за товар и не дает вам возможности передумать. Второй вариант — это ваша безопасность: гарантия, что товар точно будет доставлен и вам не придется его оплачивать в случае повреждения или подмены (да, мошенники не дремлют). Но мы сейчас говорим о безопасности покупателя. Так что если есть выбор, всегда выбирайте оплату после получения. Соблюдение этого правила сведет на нет риск остаться без денег или без покупки, а также защитит от получения некачественного товара.

Виртуальная карта

Если оплатить товар при получении невозможно, есть еще одно правило. К сожалению, от встречи с мошенниками на просторах интернета никто не застрахован. Чтобы не потерять все деньги (при оплате через интернет мы вводим данные карты, и мошенники могут этим воспользоваться), заведите дополнительную или виртуальную карту для расчетов в интернете. Переводите на нее ровно столько денег, сколько нужно для конкретной покупки. Если вам не хочется заводить отдельную карту, пользуйтесь электронными кошельками, пополнять их можно через специальные терминалы или с банковской карты.

Попался на фишинг

Нередко покупателей заманивают на сайты-двойники. Мошенники создают копии сайтов интернет-магазинов, банков и других организаций, чтобы собирать данные для будущих махинаций.

Отличить сайт-клон сложно, но можно. Главное — внимательность. Прежде всего нужно проверить адрес. У подделки он будет отличаться — на одну букву, но будет. Например, вместо wildberries.ru будет wildberies.ru. Насторожить должны и явные ошибки в описании товаров, неаккуратность дизайна, отсутствие ссылок на группы в социальных сетях. Еще один характерный признак дешевого клона — блок с отзывами, куда свой отзыв добавить нельзя. Либо второй вариант — очень много положительных отзывов, явно написанных по заказу.

Обратите внимание на защитный протокол, по которому устанавливается ваше соединение: в самом начале адресной строки в браузере должны быть символы https:// и уже после них — адрес сайта, к которому вы подключаетесь. Еще проверенному и безопасному сайту выдается цифровой сертификат, который тоже обеспечивает надежность ваших данных, — проверьте сайт на наличие изображения закрытого замочка левее от адресной строки.


Факт

Отец интернет-торговли

Годом рождения интернет-магазинов считается 1994 год. Именно тогда Джефф Безос, хозяин книжного магазина под названием Amazon, задумался над расширением своего бизнеса. Уже в июле 1995 года был запущен сайт магазина. Первоначально на Amazon можно было приобрести только книги, но постепенно ассортимент расширялся. Уже через четыре года оборотные средства магазина оценивались в несколько сотен тысяч долларов. Сегодня владелец Amazon Джефф Безос — самый богатый человек в мире по версии Forbes.