Плата за имя

Когда-то производители размещали свое имя на бирке товара, гарантируя его качество и защищая от подделок.

Почему брендовые вещи дороже?

Когда-то производители размещали свое имя на бирке товара, гарантируя его качество и защищая от подделок. Именно с этой целью в конце XIX века были созданы знаменитая клетка и монограммы фирмы Louis Vuitton. Однако сегодня это один из самых часто подделываемых брендов в мире. Что привлекает людей в брендах в наше время и почему они стоят так дорого?

Футболка по цене крыла самолета

Сначала разберемся с понятиями «бренд» и «брендовые вещи». Слово «бренд» происходит от английского brand, что в переводе означает «клеймо». То есть бренд — это некий знак, определенный набор качеств и характеристик товара, по которым мы его легко можем узнать. У бренда есть свое имя и фирменный стиль — логотип, определенные цвета и другие признаки. Например, в сумках фирмы Louis Vuitton, которую мы упомянули, используется коричнево-бежевый клетчатый принт (рисунок) в сочетании с монограммой из инициалов владельца, лепестковым крестом и четырехлистником. Но почему же сумка Louis Vuitton стоит в несколько раз дороже любой другой качественно изготовленной сумки, которая выглядит ничуть не хуже? Дело в статусе.

В 70-е годы XX века критики утверждали, что никто не будет покупать простые джинсы определенной марки за 60 долларов, когда все остальные стоят в пять раз меньше. «Если кто и захочет носить вышитое имя, то свое собственное», — аргументировали они свое мнение. И ошиблись. Запуск в продажу джинсов Gloria Vanderbilt в 1976 году произвел фурор.

Сегодня можно купить похожие платья, но только одно будет стоить, допустим, тысячу рублей, а другое — десятки тысяч. Даже обычную хлопковую футболку можно продать по цене крыла от самолета, если напечатать на ней правильный логотип. Так, обычные носки от фирмы Gucci стоят 29 тысяч рублей!

Спрос рождает предложение

В 1899 году американский экономист и публицист Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса» отметил, что некоторые люди покупают не столько вещи, сколько определенный статус, чтобы выглядеть дорого. И для того чтобы одежда или обувь воспринималась как статусная, ей не обязательно быть самой лучшей. Достаточно быть узнаваемой и дорогой — иметь логотип или другую примету, которая ассоциируется с высокой стоимостью. Именно этот факт позволил даже таким простым вещам, как джинсы, взлететь в цене в несколько раз из-за наличия нужной бирки.

Статус — это то, за чем гонятся ценители брендов, покупая дорогие вещи. Человек, демонстрирующий всем выписку со своего банковского счета, будет выглядеть довольно глупо. Но можно ведь показать свои затраты не напрямую, а при помощи одежды, часов или брендовой шариковой ручки.

Эксклюзивность (уникальность, неповторимость) — это еще одна причина спроса на бренды. Многие компании и модные дома выпускают некоторые свои товары ограниченным тиражом и всего на один сезон. Вряд ли туфли от Hermes или костюм от Dolce&Gabbana вы увидите на каждом втором прохожем. К тому же бутиков (бути´к — небольшой специализированный магазин), продающих такие бренды, единицы.

Имя с историей

За названием каждого известного бренда своя уникальная история. Кто не знает историю Коко Шанель, которая придумала знаменитое «маленькое черное платье», твидовый женский костюм и парфюм Chanel № 5 (он и сегодня продается в мире каждые 30 секунд)? Покупая вещь от этого модного дома, человек приобщается к имени Коко, и за это приходится платить больше, чем за обычную вещь.

Некоторые марки товаров уже долгие годы ассоциируются с определенными вещами. Например Christian Louboutin — это известные всем модницам туфли на высоком каблуке с красной подошвой. Многие дорогие бренды родом из Италии, где секреты семейного ремесла по изготовлению сумок, одежды или обуви передаются из поколения в поколение. Все это стоит немало денег.

Экономика

Конечно, наценка за бренд имеет под собой и более веские причины, чем желание нажиться на страсти ко всему статусному и эксклюзивному. У производителей вещей премиум-класса структура расходов гораздо более сложная. Прежде всего это серьезные затраты на рекламу и маркетинг. Чтобы имя бренда ассоциировалось с роскошью, производитель вынужден покупать рекламные площади в лучших глянцевых журналах, причем моделями на съемках должны выступать знаменитости. А еще — съемки модных каталогов, участие в неделях моды, режиссура видеороликов и многое другое.

Продавать дорогие бренды в обычном отделе торгового центра нельзя. Торговые площади должны соответствовать статусу товара. Так что в цену входит и аренда дорогих площадей для бутиков, а также зарплата консультантов, которая выше, чем в обычных магазинах.

Да и сами расходы на производство у люксовых брендов выше: предметы одежды и аксессуары шьются небольшими партиями, в то время как производители обычных вещей могут сократить производственные затраты благодаря массовому производству и более дешевой рабочей силе. В большинстве случаев бренды используют материалы более высокого качества. Все это приводит к росту цены. Хотя, конечно, реальная цена со всеми включенными издержками ниже, чем та, которую мы видим в магазине.

Стоит ли заменять?

Недобросовестные компании наловчились неплохо копировать вещи от известных дизайнеров. Внешне они могут почти не отличаться от оригинала. Но часто копии делаются из дешевого материала, который быстро приходит в негодность. К тому же подделки под бренды не будут характеризовать их покупателя как успешного человека. А вообще дорогие часы или эксклюзивный костюм не делают человека лучше. Да, внешний вид важен, но важнее поступки человека и его отношение к людям. Поэтому честнее и правильнее выбирать то, что по карману.

Словарик

Логотип — графическая эмблема, символ, который используют фирмы, банки, магазины и другие организации для того, чтобы их узнавали потребители и клиенты. Чтобы у фирмы появился логотип, она нанимает дизайнера и тот придумывает варианты эмблемы. По логотипам люди легко узнают бренд. Например, видя изображение надкушенного яблока, человек понимает: перед ним продукт американской компании Apple.