Безопасный банкомат

Сегодня вряд ли найдется человек, который не умеет пользоваться банкоматом.

Сегодня вряд ли найдется человек, который не умеет пользоваться банкоматом. Но удивительно то, что большинство не знает о том, как это делать безопасно. А мошенники и воры были и остаются во все времена. И если раньше они воровали деньги из кошельков, то сейчас придумывают самые хитрые способы, чтобы украсть их с банковских карт.

Что такое банкомат?

Современный банкомат — это своего рода сейф с компьютером, многофункциональное устройство, которое позволяет выполнять много разнообразных операций, связанных с деньгами. Раньше многие операции, которые сейчас переданы для выполнения машинам, выполняли в банках и сберкассах. Например, оплата счетов за квартиру, за школу или детский сад, уплата налогов, штрафов и прочее. Все это можно теперь выполнить самостоятельно при помощи умной машины, которая раз от раза становится все умнее и умнее, поскольку разработчики программного обеспечения постоянно придумывают, как сделать платежи еще более быстрыми и удобными.

Компьютер, расположенный в верхней части банкомата, обрабатывает информацию и выдает ее на дисплей, который вы видите перед собой. Когда вы уже вошли в меню, используя пластиковую банковскую карту или смартфон, дальше ориентироваться довольно просто: разработчики делают так, чтобы каждый шаг был понятен — хотите ли вы снять либо внести деньги или оплатить какую-то услугу. Давайте разберемся, как именно нам попасть в главное меню и получить доступ к деньгам, которые хранятся на нашем банковском счете.

Банкомат и терминал: похожие, но разные

Терминал, как и банкомат, позволяет выполнить разного рода платежи и переводы, но есть главное отличие: терминал не выдает наличные деньги. У него нет блока для выдачи купюр. Часто над этими устройствами есть информационная табличка: «Оплатить и внести» либо «Снять, оплатить и внести» или что-то подобное. Но правила безопасности для пользования банкоматом распространяются и на терминал.

Шаг 1. Авторизация

  • Заранее достаньте карту и держите ее в руках. Желательно не копаться в сумке или кошельке перед банкоматом или в очереди к нему
  • Если вы планируете использовать пластиковую карту, то обязательно прежде проверьте считывающее устройство — картридер. Можно легко подергать пластиковый приемник карт, чтобы убедиться, что на нем нет мошеннических накладок. Мошенники могут устанавливать на приемник устройства (скиммеры), позволяющие записать данные вашей банковской карты. Накладка устанавливается неплотно и шатается, если подергать за нее. Увидели такую — не пользуйтесь банкоматом
  • Если все с картридером в порядке, вставьте карточку: магнитная полоса на карте при этом должна располагаться лицом вниз с правой стороны, чипированные карты вставляются чипом вперед. Не пытайтесь вставить карту, если она с трудом и значительным усилием заходит в картридер. Бывает, что мошенники используют накладки, невидимые для пользователя — так называемые «глубокие вставки» (находятся глубоко в отверстии для приема карт)
  • Новейшие банкоматы позволяют авторизоваться бесконтактными способами: с помощью карты либо смартфона. В таком случае на банкомате нанесена метка NFC, которая расположена на самом устройстве или на черной коробочке у клавиатуры. В таком банкомате нужно просто поднести пластиковую карту или смартфон (все современные смартфоны имеют NFC-модуль) к считывателю

Шаг 2. Ввод ПИН-кода

  • После приема карты или прикладывания смартфона банкомат попросит ввести ПИН-код — секретный код от карты. Обязательно прикрывайте клавиатуру рукой или каким-либо предметом, когда набираете ПИН-код, даже если рядом никого нет: мошенники могут использовать миниатюрные видеокамеры. Обратите внимание на саму клавиатуру: она должна быть ровной, на ней не должно быть никаких накладок (мошенники используют их для записи вводимого ПИН-кода). Никогда никому не сообщайте и не показывайте свой ПИН-код! Никакие «помощники» со стороны не должны его видеть. Желательно помнить код наизусть и никуда его не записывать. Если вам показалось, что ПИН-код стал известен посторонним, обратитесь в банк для замены кода. В некоторых случаях банк предложит перевыпустить карту
  • Вводите ПИН-код только тогда, когда банкомат просит об этом
  • Если вы трижды неверно ввели ПИН-код, банк заблокирует вашу карту. Некоторые банки еще и забирают карту (не выдают ее обратно). В таком случае желательно сразу же позвонить в банк. Вам сообщат, как получить карту по заявлению в отделении банка. Лучше с этим не затягивать: изъятые карты уничтожаются в среднем через две недели

Шаг 3. Выполнение операций

  • После авторизации вы попадаете в основное меню банкомата, в котором уже можете выбирать необходимую операцию. Постарайтесь, чтобы находящиеся за вами в очереди люди не имели возможности наблюдать за вашими действиями. Встаньте близко к монитору, не оставляйте надолго открытой страницу с балансом, где видно количество денег на вашей карте
  • Когда вы выбрали то или иное действие, которое требует выдачи или ввода средств, банкомат повторно запросит ваш ПИН-код. Выполняйте все описанные выше предосторожности
  • Если вы запросили выдачу наличных, обратите внимание, что банк выдает только определенные купюры (50, 100, 500 руб. и т. д.). Многие банки не выдают менее 100 руб
  • Если вы получаете наличные в банкомате, принадлежащем другому банку (не тому, в котором выпущена ваша карта), с вас могут удержать комиссию

Шаг 4. Получение наличных

  • Проверьте отверстие для выдачи наличных. В самых современных банкоматах открывается лоток, из которого вы забираете запрошенную сумму. В более старых версиях это отверстие для выдачи наличных. Их мошенники могут использовать для перехвата купюр на выходе из банкомата: устанавливают планку с клейкой лентой, которая не пропускает деньги наружу (это называется кэш-треппинг). Если банкомат не выдал деньги, не отходите от него! Проверьте отверстие для выдачи наличных, позвоните в банк и следуйте рекомендациям банковского сотрудника. Особенно нужно встревожиться, если на экране появилось уведомление, что деньги выданы, если пришло СМС о списании суммы со счета, но деньги вы не получили
  • Не демонстрируйте, какую сумму вы сняли с карты, поскорее уберите деньги

Шаг 5. Завершение операций

  • Обязательно завершайте все операции в меню банкомата. Не оставляйте открытым меню вашей карты, даже если вы уже забрали деньги. Всегда подтверждайте операцию «Выход»
  • Не забывайте забирать карту из банкомата после окончания операций. Особенно если за вами в очереди стоят люди. Через 30 секунд банкомат «проглотит» карту, вы сможете ее получить по заявлению в отделении банка. Но в течение этих 30 секунд вашей картой может завладеть посторонний. То же касается и наличных денег: чтобы их забрать, у вас есть от 30 до 45 секунд, после их истечения банкомат забирает деньги обратно
  • Сохраняйте распечатанные банкоматом квитанции до тех пор, пока не убедитесь, что нет никаких оснований для волнений

Правила

  1. Отдавайте предпочтение банкоматам, расположенным в отделениях банков. Отдельно стоящие банкоматы всегда несут больше рисков, что ими заинтересуются мошенники. В отделениях банка всегда есть камеры и охрана.
  2. Если у банкомата произошел технический сбой, позвоните по номеру, указанному на его корпусе. Если сбой не зафиксирован, это может быть мошенничество — сотрудник банка проинструктирует вас, как действовать дальше.
  3. Если вам приходится пользоваться банкоматом на безлюдной улице, лучше предупредить родителей или друзей, где вы находитесь.
  4. Если вы обнаружили мошеннические устройства на банкомате, не демонстрируйте это своим поведением. Лучше поскорее уйти от этого банкомата: очень вероятно, что мошенники находятся где-то поблизости. Можно сообщить о своих подозрениях родителям. Если подозрительные устройства вы заметили уже после выполнения операции, как можно скорее заблокируйте карту звонком в банк (или родителям, чтобы они сделали это за вас).
  5. Не снимайте крупные суммы в одиночку, без взрослых.
  6. Если банкомат «не видит» вставленную карту или не хочет ее возвращать, сразу сообщите об этом в банк, чтобы он карту заблокировал. Существует такой вид мошенничества («Ливанская петля»), при котором в картоприемник ставится конверт из пленки, захватывающий карту. Если пользователь отходит от банкомата, мошенники быстро вытаскивают карту и скрываются. Если кто-то пытается оказать вам помощь на месте, предлагая снова ввести ПИН-код, не соглашайтесь, сразу звоните в службу поддержки банка.
  7. Подключите СМС-информирование обо всех операциях по карте. Если вы получили уведомление об операции, которую не совершали, сразу же сообщайте об этом в банк.
  8. Запишите где-нибудь номер вашей карты (но храните отдельно от нее), номер телефона вашего банка, кодовое слово. Эта информация нужна при обращении в банк по телефону при проблемах, в том числе связанных с пользованием банкоматом.

Факт

Перевернутый ПИН-код

В 1998 году американец Джозеф Зингер запатентовал идею вводить ПИН-код задом наперед (например, ПИН-код — 3821, а вы вводите 1283). Предполагалось, что такое действие пользователь может выполнить, если заподозрит, что рядом с ним находится потенциальный грабитель. По задумке Зингера, банкомат в таком случае должен был заблокировать карту и не выдавать деньги — ради безопасности пользователя. Некоторые банки даже рассматривали возможность применения этой технологии, но в реальность эта идея не воплотилась.