В плену рекламы

Реклама окружает нас повсюду: на улицах, в магазинах, в газетах и журналах, на интернет-сайтах и даже приходит по СМС.
В плену рекламы

Реклама окружает нас повсюду: на улицах, в магазинах, в газетах и журналах, на интернет-сайтах и даже приходит по СМС. Реклама, конечно, бывает полезной — например может рассказать о появлении в продаже смартфона, о котором вы давно мечтали. Но иногда реклама может убедить нас купить что-то ненужное. Чтобы не попасться на ее уловки, их нужно знать.

Для чего нужна реклама?

Прежде всего, реклама рассказывает нам о товарах и услугах. Благодаря ей вы можете узнать об открытии новой кондитерской, появлении нового аттракциона в парке развлечений или новой модели смартфона в магазине. Без рекламы нам пришлось бы искать обувные магазины и узнавать у друзей, какие фильмы идут в кино.

А еще реклама нам напоминает. Например, прошлым летом вы гуляли в парке и случайно открыли для себя магазин с красивыми воздушными змеями. Прошел год, и вам нужен новый змей. Реклама напомнит о том магазине, и вы сможете пополнить свою коллекцию.

Но есть у рекламы и еще одна задача, которая приносит пользу только магазинам: она побуждает нас купить то, что нам не нужно. И для этого создатели рекламы используют множество уловок. Давайте разберем самые популярные, чтобы на них не попадаться.

Любимые персонажи

Вы любите кефир? Представьте себе обычную белую бутылку с надписью «Кефир». Если этот напиток вам нравится, вы его возьмете, если нет — вряд ли. А если тот же самый кефир упаковать в красочную упаковку с героем вашего любимого мультфильма, который рассказывает, что этот напиток помог ему стать красивым и сильным? А еще к бутылочке кефира прилагается яркая наклейка или мороженое!

Вкусное и полезное мороженое может быть упаковано в обычную невзрачную обертку, а приторное мороженое с химическим привкусом — в яркую и призывную, которая так и притягивает к себе взгляд. Так упаковка может заставить вас купить товар, мимо которого в другом случае вы бы просто прошли. Смотрите не на упаковку, а на то, что за ней скрывается.

Совсем недорого

И вам уже хочется купить — недорого ведь. Но недорого — это сколько? Если мы будем покупать все, на что нас «раскручивает» реклама, мы потратим все деньги. Прежде чем купить что-либо под надписью «совсем недорого», посмотрите, сколько стоят подобные товары или услуги в других магазинах. Вполне вероятно, что кто-то предлагает товар лучшего качества и за меньшие деньги.

Только сегодня и только для вас

Магазины то и дело объявляют акции, скидки, распродажи и ликвидации. Перед соблазном купить дешевле трудно устоять, и мы порой тратим деньги, даже если не планировали.

Но «специальное предложение» не всегда означает, что покупатель сэкономит. Если акция вынуждает брать больше, чем вы планировали (три пакета сока по цене двух, хотя нужен один), это разорительно. Если вместо литра молока предлагают взять два, но чуть дороже, подумайте, нужно ли вам столько, не скиснет ли этот дополнительный литр.

Цветные ценники

Мы привыкли, что обычную стоимость товара печатают на белых ценниках, а скидки — на желтой или красной бумаге. Поэтому для создания иллюзии дешевизны некоторые магазины используют для своих ценников только цветную бумагу, а цены при этом не снижают. Проверить это просто: зайдите в другой магазин и сравните цены на одни и те же товары.

Лучше, чем другие

Статистика и цифры — один из самых популярных рекламных ходов. «До трех раз лучше, чем другие», «В два раза чище, чем при использовании другого известного средства». Еще немного цифр. Часто можно встретить рекламу, которая сообщает, что тот или иной товар на 30 % эффективнее, или в два раза гуще, или лучше. Вы наверняка сами можете привести немало подобных примеров. Но возникает простой и логичный вопрос, который мало кто себе задает: лучше и эффективнее чего? Ответ прост: лучше не чем товар у конкурентов (других производителей аналогичного товара), а лучше себя в предыдущей версии. Да, производитель мог на самом деле улучшить состав продукта, например стирального порошка. Возможно, он даже стал качественнее отстирывать вещи. Но это не значит, что надо бежать в магазин за этим порошком. А именно этого и добивается реклама — заставить нас купить, даже если мы этого не планировали.

Брендовый значит лучший?

Даже люди, прекрасно понимающие, что качество зачастую никак не зависит от цены, выбирают брендовые продукты. Но что такое бренд? По сути это товар, производители которого очень много тратят на рекламу, чтобы их товар все знали и считали лучшим. Очень часто у брендовых товаров есть аналоги, которые не уступают им в качестве, но стоят намного меньше.

Скидки до 90 %

Увидев такую рекламу, мы порой радостно мчимся в магазин, мечтая купить товар по невероятно выгодной цене. Но добравшись до места, видим не заманчивые 90 % скидки, а скромные 5 %. И ведь это не обман: 5 % — это действительно до 90 %. Однако рекламщики прекрасно знают, что мало кто будет обращать внимание на предлог «до», тем более что пишут его обычно мелким, нечитаемым шрифтом.

Не цена или реклама должны побуждать вас совершать покупки, а ваши потребности. Продавцы давно поняли: если к любому товару приклеить надпись «Скидка», то спрос на него в разы увеличится, и неважно, действительно ли снизили цену или предварительно подняли ее, а потом объявили скидки. Как не попадаться на такие уловки? Это несложно — нужно разрешить рекламе нас информировать и напоминать, но не разрешать нас уговаривать. И тогда мы не будем покупать то, что нам не нужно.

Словарик

Реклама — это информация о продукте или услуге, которую производители различными методами сообщают потребителям, чтобы привлечь их внимание и побудить приобрести их продукцию или воспользоваться услугой.