Составляем бизнес-план

Как составить бизнес-план?

Для организации бизнеса нужен четкий проект будущего предприятия, где учтены все детали его деятельности. Такой проект называют бизнес-планом. Составляя его, вы сможете изучить рынок, оценить все риски, расходы и примерный размер прибыли. Это поможет понять, будет ли предприятие успешным.

Бизнес-план — это документ, содержащий в себе сведения о целях бизнеса, его актуальности, востребованности продукта (услуги), который он будет производить. В бизнес-плане также прописываются предполагаемые расходы и доходы предприятия. Можно сказать, что это пошаговая инструкция, в которой описаны все шаги, которые нужно сделать для организации бизнеса. В бизнес-плане определяются цели бизнеса и пути их достижения.

Составить бизнес-план необходимо, чтобы ответить себе на следующие вопросы:

  • Для каких целей мне нужно собственное дело?
  • Сколько потенциальных клиентов будут покупать мой товар (или услугу)?
  • Как я буду привлекать клиентов?
  • Как рассчитать эффективность моего бизнеса?
  • Какой стартовый капитал для запуска бизнеса необходим?
  • Какой объем дополнительных инвестиций (вложений) потребуется?
  • Какую прибыль я буду получать?

Бизнес-план: что внутри?

Бизнес-план — это официальный документ, поэтому он должен быть грамотно составлен. Разберем, из каких частей он состоит.

Титульный лист

На нем указывается предполагаемое название компании, ее руководитель и автор бизнес-плана, его контактные данные, дата составления документа и сроки его реализации.

Резюме

Это краткое описание проекта. Его задача — привлечь внимание инвестора (того, кто захочет вложить свои деньги в бизнес) и показать нужность проекта. В резюме описывается деятельность компании, рынки сбыта ее продукции, конкуренция, рентабельность, ожидаемые доходы.

Первостепенная задача резюме — заинтересовать, «зацепить» инвестора, чтобы он прочитал весь документ до конца. От резюме может зависеть дальнейшая судьба проекта.

Цели и задачи

Здесь прописываются все аргументы в пользу описываемого бизнес-проекта. Указывается, чего хочет достичь предприниматель и что нужно сделать для достижения его целей.

Описание продукта и услуг

В этом разделе описывается товар или услуга, которой посвящен бизнес-план. Именно здесь надо рассказать, в чем особенность продукта, чем он отличается от продукции конкурентов, какова целевая аудитория (кто потребители/покупатели), какой спрос на продукт ожидается, из чего будет складываться его стоимость. Если выпуск товара уже налажен или есть пробные единицы, сюда можно включить фотографии.

Анализ рынка

Анализ позволит понять, насколько актуальным будет выпускаемый продукт или услуга, насколько высоким может быть спрос на нее. Такой анализ включает изучение спроса (нужен ли продукт людям) и предложения (что уже есть на рынке), конкурентов, исследование целевой аудитории, на которую рассчитан товар и ее покупательской способности.

Маркетинговый план

Маркетинг (от англ. marketing — рыночная деятельность) — это процессы, связанные с созданием, продвижением и предоставлением продукта потребителям. Маркетинговый план показывает, как будет продвигаться предлагаемый товар или услуга. Для этого предстоит определить целевую аудиторию и составить ее портрет, разработать рекламную кампанию и продумать площадки для ее размещения.

Организационный план

Последовательно расписываются шаги, которые будут предприняты для организации бизнеса. Например, в какой форме он будет зарегистрирован (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), как будет проходить подбор персонала, поиск помещения, продажа продукции и т. д.

Финансовый план

  • Нужно указать первоначальные вложения. Рассчитываются все инвестиции на старте: сколько будет стоить аренда, оборудование, сырье, оформление документов
  • Текущие расходы. Описываются ежемесячные траты — налоги, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, затраты на рекламу
  • Доходы. Рассчитываются доходы предприятия за определенный период — месяц, полгода и год
  • Расчет прибыли. От доходов отнимаются ежемесячные затраты и высчитывается заработок предприятия
  • Сроки окупаемости (через какое время все вложенные деньги вернутся), рентабельность

Анализ рисков компании

Риски присутствуют в каждом бизнесе. Их всегда нужно учитывать. Риски — это факторы, которые способны повлиять на доходность компании. Изучаются не только риски, но и способы их сокращения или полного предотвращения. Дополнительно рассчитывается вероятность каждого из возможных рисков.

Для чего может пригодиться бизнес-план

Во-первых, любое дело без планирования может потерпеть неудачу. Начинать свое дело наобум, ничего не просчитав и не спланировав, значит рисковать деньгами. Любой инвестор захочет увидеть ваш бизнес-план, прежде чем вложить деньги в ваше предприятие — никто не захочет вкладываться в сомнительное дело. Без бизнес-плана не получится взять кредит в банке на открытие своего дела или получить помощь от фондов поддержки малого бизнеса.

Правила

Общие требования к бизнес-плану

  • Объективность. Вся представленная информация должны быть достоверной: приведенные факты не выдуманы, цифры взяты из официальных источников или из собственных исследований
  • Грамотность. Не содержит грамматических и пунктуационных ошибок
  • Читабельность и лаконичность (краткость). В документе нет ничего лишнего: отступов от темы, «воды» и неактуальной информации
  • Структура. Текст разбивается на разделы и подразделы. Важные места в тексте выделяются
  • Описание всех рисков

Словарик

Рентабельность (от немецкого rentabel — доходный, полезный, прибыльный) — показатель выгодности и прибыльности бизнеса, эффективности использования компанией денежных и трудовых ресурсов. Когда говорят, что бизнес нерентабелен, имеют в виду, что он не приносит выгоды, полученные доходы не оправдывают затраты на ведение бизнеса.